Хотя по территории современного Лосиноостровского района в его нынешних границах и не проходили никогда магистральные или большие дороги, одна достопримечательная трасса, в полном смысле этого слова, историческая, через Лосиноостровский все же прошла. Это трасса второго мытищинского/московского/дельвиговского водопровода. Немного истории. Как известно, повелела построить первый водопровод для водоснабжения г. Москва еще Екатерина II. Изыскания и постройку поручили инженеру Бауэру. Он отнесся к делу добросовестно, буквально пешком исходил всю трассу будущего водовода и ее окрестности, а до того объехал в поисках пригодных источников все ближнее тогдашнее подмосковье. Решено было строить водопровод от мытищинских источников, некогда мощных, и отличавшихся отличного качества водой. Особенно славился исторический, так называемый, Громовой ключ (скромный автор подозревает, что по формам и объемам он напоминал Вржидло в Карловых Варах, но проверить не получится, ключ ныне мертв, а строения над ним и бассейн - утрачены. Слава сссру)
Поскольку на дворе стоял просвещенный 18 век, то водопровод тот решили строить (и так и построили) - самотечным. То есть, вода должна была попадать в Москву к разборному бассейну сама собой, по воле императрицы и инженера Бауэра. Для того, была устроена кирпичная галерея, которую для герметизации и предотвращения слишком большой инфильтрации предполагалось обшить изнутри досками. То есть, создать изнутри кирпичной галереи эдакую бочку 22 верст длиной. Так длинно пришлось строить, чтоб пришлось поменьше копать. Бауэр здраво рассудил, что лучше природы придумать путь для воды вряд ли получится, а потому в целом водопровод прошел параллельно, а точнее, следуя, руслу Яузы. Однако, не обошлось и без ошибок, как в проектировании, так и в исполнении. В частности, местами опорами для туннеля служили в нестабильном грунте деревянные плахи. Они имели свойство гнить, и в местах просадки грунта кирпичная галерея трескалась, а вода из нее, естественно, утекала. С деревянной же обшивкой и вовсе вышел былинный отказ. По мысли Бауэра, постоянный проток воды должен был способствовать разбуханию древесины и предотвращать ее гниение, создавая эдакий аналог мореного дуба. К сожалению, он не знал, что в строительство водовода вкрадется пауза длиной в русско-турецкую войну, строительство растянется на 26 лет, одним из событий которых явится смерть самого Бауэра. Русское же население окрестных сел рассудило, что раз солдаты строить перестали, и охранять, соответственно, тоже, то доски как-то лучше использовать в хозяйстве, пока не сгнили просто так. И мужички разобрали деревянную обшивку. В количестве кто сколько унесет. Таким образом, когда правдами и неправдами к 1804 г водовод был достроен, и воду в него пустили, до Москвы почти сразу стала дотекать лишь малая ее часть, причем паршивого качества, а вся отличная вода из Мытищ терялась по пути на инфильтрацию. Немыслимое количество аварий и безудержные потери заставили почти сразу задуматься об альтернативе этому чуду науки и техники. Памятниками этому водопроводу являются Ростокинский акведук, про который можно почитать, например, везде, а также уродливый памятник в г. Мытищи. Впрочем, красивый исторический акведук в славном городе Москва смотрелся вовсе инородным телом, поэтому вид местности было решено привести к россиянскому стандарту, а именно, немножко ее изувечить во славу божию. Местным жителям отбиться не удалось, и теперь у них будет церковь (автор надеется, что ее склепают по заветам Бауэра). Но вернемся к водоводу.
Поскольку к середине 19 в небольшое количество грязной жижки, выдаваемое екатериненским водопроводом, оказалось уже катастрофически недостаточным для быстрорастущего города, и ее стало требоваться больше, было решено прекратить латать дыры в старом водопроводе, и построить новый.
В виде исключения, его проектирование и строительство было поручено действительно одаренному, да к тому же и честному, что в царской россии было огромной редкостью, человеку и инженеру - Андрею Ивановичу Дельвигу. По общему признанию, именно построенный им в 1853-1859 гг водопровод явился первым напорным водопроводом современного типа в России. Ряд его идей, которые он высказывал еще в процессе обсуждений и проектирования в 40х годах были реализованы лишь на рубеже 19-20 в. О как! Дельвиговский водопровод (по совместительству - наш клиент) прошел попрямее предыдущего, оказался покороче, а поскольку был напорным, т.е. воду в него нагнетали под давлением, то и копать пришлось поменьше. А что же он из себя представлял? А представлял он из себя чугунную трубу диаметром 20 дюймов/около 50 см (всего-то, да?), которую местами просто укладывали в грунт, местами же, вспоминая о былых славных днях, в специально построенную галерею. К сожалению, именно об этом водопроводе сохранилось удручающе мало сведений, исключая, понятное дело, ясно и четко обозначенную на картах середины-конца 19 в просеку и техническую дорогу по его трассе. Дада, короткие чугунные трубы подвозили к месту строительства на конной (и человеческой) тяге. Железная дорога была построена позже. Где же проходил дельвиговский водопровод? Мнения разделились, хотя в основе близки. Технический прогресс и электроника полагают, что буквально в нескольких десятках метров севернее участка, который пытался захватить и застроить некий О. Шалимов, а скромный автор, циркуль, транспортир и справочник по переводу верст и саженей в метры и километры - что через северную часть современного парка, вдоль современного пруда, по направлению к пожарке. Очень было бы занимательно поподробнее этой темой увлечься и все это уточнить. Крайне забавным курьезом выглядит факт, что несмотря на массу удачных решений и относительную дешевизну как в постройке, так и в эксплуатации, проект и водопровод Дельвига не произвели благоприятного впечатления на Клейнмихеля, не к ночи упомянутого Некрасовым в поэме "Железная дорога", протеже Аракчеева и, таким образом, Николая I, знатного ворюгу, который рассудил, что нету тут ничего во славу царя-императора. О темпорас, о морес. Как и все хорошее, данный водопровод очень быстро устарел, хотя из всех трех оказался самым добросовестно построенным, и уже в конце 19 века из Мытищ в Москву был проложен под руководством, снова в виде исключения, талантливого русского (на этот раз таки да) инженера Николая Петровича Зимина третий мытищинский водопровод, который в рекордные месяцы своего существования доставлял в город до 4 млн ведер воды в сутки (против максимального дебита дельвиговского в 500 тыс ведер в сутки). Для этого адова количества воды были набурены скважины, в них погружены насосы, которые днем и ночью высасывали всю воду из бассейна Яузы, нарушив его водный баланс и вызвав безвозвратную деградацию, в итоге превратив Яузу в то, что мы можем наблюдать в наши дни. А трасса водовода Зимина прошла уже в основном по той стороне Ярославской железной дороги. И это уже совсем другая история.
А сейчас некоторые "православные историки" пытаются одурачить людей, выдавая водопровод за дорогу, "Путь в Лавру" :)